[теология кризиса; нем. Dialektische Theologie], направление протестант. теологии, сформировавшееся в 20-х гг. XX в. и во многом определившее развитие совр. протестант. мысли.
Д. т. явилась откликом на кризис европейской цивилизации, возникший после первой мировой войны, и реакцией на теологию религиозно-исторической школы (А. Гарнак и Э. Трёльч). Основные положения Д. т. были изложены К. Бартом во 2-м изд. «Комментария на Послание Римлянам» (Der Römerbrief. Münch., 1922) и получили развитие в работах Э. Турнейсена, Р. Бультмана, Г. Э. Бруннера, Ф. Гогартена, П. Тиллиха. Важную роль в истории Д. т. сыграл основанный Г. Мерцем ж. «Между временами» (Zwischen den Zeiten. 1923-1933). Исходным принципом Д. т. стал «диалектический путь» к утверждению через отрицание и противоречие, восходящий к представлениям С. Киркегора о непреодолимой разумом противоположности между человеком и Богом. Д. т. отвергла попытки свести христ. Благую Весть к морали, культу или идеям социальной справедливости и призвала вернуться к ортодоксальным идеалам М. Лютера и Ж. Кальвина (в этом смысле определяется как неоортодоксия). Переходным этапом от Д. т. к совр. протестант. теологии стала концепция Д. Бонхёффера, предложившего «не-религиозную интерпретацию» христианства (см. Безрелигиозное христианство). Д. т. получила развитие также в работах Н. Зее (Дания), П. Мюри (Франция), К. Мискотта (Нидерланды), Й. Громадки (Чехословакия), Р. Нибура (США).
Подробнее см. в ст. Теология кризиса.